Наш контактный телефон
+7 (7122)
35-55-24
Обратная связь
Поиск по сайту

С 1 июля 2017 года работодатели и предприниматели начнут делать взносы в ОСМС

27 июня 2017

Взносы в Фонд социального медицинского страхования начнут поступать уже с 1 июля. Первыми, кто начнет делать отчисления - это работодатели и индивидуальные предприниматели. Основные же платежи в казну фонда начнут поступать с января 2018 года, когда к системе обязательного медстрахования подключится основной игрок - государство. С этого времени оно начнет делать взносы за 14 категорий граждан, а это около 10 миллионов казахстанцев. О грядущих изменениях в сфере здравоохранения корреспонденту BNews.kz рассказал управляющий директор НАО «Фонд социального медицинского страхования» Эрик Байжунусов.
- Каков размер перечислений работодателей и индивидуальных предпринимателей в фонд социального медицинского страхования?
 
- С 1 июля 2017 работодатели будут платить 1% с заработной платы своих работников, индивидуальные предприниматели - 5% от 2 минимальных заработных плат. Когда говорят, что будет нагрузка большая – это преувеличено. Сейчас то, что делается – изменение в закон внесли – это снизило нагрузку. Для этого были сделаны поправки с учетом экономической ситуации в стране. Нужно сказать, то, что отчисления работодателей снижены в 2 раза согласно новому закону. А индивидуальные предприниматели приобрели такую четкую очерченную форму уже в виде двух минимальных зарплат. Отмечу, других категорий граждан с 1 июля 2017 года это не коснется. Поэтому все остальные могут спокойно работать.
 
- Какая разъяснительная работа ведется с работодателями и предпринимателями в рамках ОСМС? Все ли знают, что нужно будет платить?
 
- Разъяснительную работу с работодателями мы провели во всех крупных регионах, в областных центрах, там, где сконцентрированы работодатели. Проведены встречи, круглые столы, и они будут продолжаться до конца года. Я думаю, что мы до каждого работника доведем эту новую систему. Не скажу, что нет проблем, есть ряд проблем. Все-таки еще не все читают, не все понимают, много раз приходится говорить об одних и тех же вещах. Но это так нужно, любая новая система требует активной информационной подачи. И, конечно же, в этой системе на кого мы сейчас обращаем внимание - это самозанятые люди. С этим кругом населения ведется активная работа.
 
- Так что же такое система ОСМС?
 
- Раньше все жители страны платили налоги. Они собирались, общереспубликанский бюджет составлялся. Из этого бюджета около 3% выделялось на здравоохранение, и эти деньги шли на различные программы.
 
В целом, если мы хотим достичь мирового уровня здравоохранения, нам нужно адекватное финансирование в этой системе. Приоритет, куда мы должны идти – это страны Европы, ОЭСР, где на здравоохранение в среднем по странам выделяется около 7-8%. То есть нам нужно в 2,5 раза увеличивать финансирование. Тогда будет нормальный рынок, заработная плата, условия. Это то, к чему мы стремимся. Но тут возникает два вопроса и два заблуждения, которые мы должны четко выяснить. Многие задают вопрос, нельзя ли эти 7% просто выделить из бюджета вместо 3% и отдать здравоохранению, и не надо никакого страхования. Можно, но здесь в чем причина – эти деньги, если просто отдать в бюджетную систему, которая существует сейчас, они будут съедены и не принесут результата. Деньги приносят результат тогда, когда они выделяются на конкретную программу и на достижение конкретных результатов. Система страхования предполагает, что вот эти взносы, те же налоги, от каждого человека эти деньги попадут в наш фонд. В этот фонд собираются все деньги, и насколько мы больше соберем денег, настолько больше денег будет уходить в систему здравоохранения. То есть это получается самостоятельная такая структура, которая сейчас будет делаться.
 
В нынешней системе здравоохранения в центре стоит медорганизация с ее проблемами, с ее затратами. В системе страхования в центре становится пациент. Все остальные выстраиваются вокруг него. Если пациент выбрал того или иного врача или больницу, то они получают деньги. Если не выбрал пациент, не получают денежные средства.
 
- По каким критериям отбираются клиники, которые будут в системе ОСМС?
 
- Если любая из частных клиник, частных кабинетов имеет договор с фондом, то это будет означать, что пациенту, который будет обращаться в эти клиники и центры, будет оказываться безопасная медпомощь на уровне международных стандартов. Если же человек пошел и остался недоволен, то он имеет право обратиться к нам. То есть обратная реакция будет для нас сигналом, что скорее всего, этой клинике мы столько платить не будем. Если будут систематические нарушения, то мы будем расторгать с ними договор. Они у нас будут в черном списке.
 
- Что, если кто-то не будет отчислять деньги в фонд социального медстрахования?
 
- До 2020 года ничего не произойдет, таких пациентов будут также лечить, смотреть, однако не будут оказывать плановые услуги. К примеру, пациенту нужна будет помощь в плановом порядке, тогда ему придется определиться: или застраховаться, или не получать плановую помощь. Думаю, если у человека есть возможность заплатить, он может потом не думать о последствиях. Если же все-таки он не имеет возможности, то тогда государство предлагает установить статус безработного. Тогда все его затраты берет на себя государство. Это очень простая схема.
 
- Как с внедрением обязательного социального медицинского страхования улучшится жизнь казахстанцев?
 
- Самое главное – это право выбора. То, чего в Казахстане, к сожалению, нет – это выбор медицинской организации, лечащего врача. За годы независимости такой системы не было. Государство выделяло деньги. И любой визит пациента к врачу, он оплачивался за счет государства. Эти деньги не были видны, все привыкли к ним. Вот это неправильно, деньги должны быть персонифицированы. Они не должны даваться за какие-то объемные показатели: количество коек в больнице, количество этажей, врачей. На сегодняшний день все наши клиники напоминают огромные дворцы и много людей там работают. И уровень больниц у нас определяется именно количеством коек, врачей, каких-то категорий. Там нет одного, очень важного, показателя – уровня удовлетворенности пациента. 

32 просмотров
Вернуться на уровень выше
Санатории и гостиницы ФПРК