Наш контактный телефон
+7 (7122)
35-55-24
Обратная связь
Поиск по сайту

Коллекторы новой формации могут появиться в Казахстане

9 августа 2016

Представители Нацбанка пояснили, как в целом будет осуществляться взаимодействие заемщика с коллектором после принятия закона.
 
Как бы громко это не звучало, но основополагающими принципами при работе коллекторских агентств с казахстанскими должниками будут конституционные права граждан – это свобода выбора, неприкосновенность чести, достоинства, частной жизни. Работать коллекторы в условиях цивильного рынка начнут после принятия законопроекта «О коллекторской деятельности», разработанного Национальным Банком Казахстана. Сегодня в Алматы состоялось обсуждение данного проекта закона представителей финансового регулятора с журналистами и руководителями общественных организаций, представляющих интересы заемщиков, передает корреспондент Zakon.kz.
 
Как рассказал директор Департамента методологии финансового рынка НБ РК Нурлан Абдрахманов, с введением в действие законопроекта с должниками будут работать только юридические лица - коллекторские агентства, прошедшие учетную регистрацию в Национальном Банке. За нарушение данного требования предусматривается уголовная ответственность первого руководителя такой организации.
 
При этом, по его словам, взаимодействие с гражданами будут осуществлять работники коллекторского агентства с положительной деловой репутацией, с высшим образованием и опытом работы, не имеющие судимости и психических отклонений. И что не менее важно, коллекторское агентство может начать взаимодействие с заемщиком только при имеющейся задолженности свыше 60-ти календарных дней.
 
Представители Нацбанка пояснили, как в целом будет осуществляться взаимодействие заемщика с коллектором после принятия закона. Так, законопроектом четко регламентируется время, в течение которого коллектор вправе взаимодействовать с должником. К примеру, телефонные звонки допускаются только в период с 8:00 до 21:00 часов в будние дни, с 10:00 до 17:00 часов в праздничные и выходные дни. При этом звонки осуществляются не более 3-х раз в допустимый период времени. Личные встречи допускаются только 1 раз в сутки при наличии документов, подтверждающих полномочия коллекторского агентства на взыскание задолженности. В остальных случаях коллектор направляет письменные уведомления, текстовые, голосовые и иные сообщения по сотовой связи, а также посредством сети Интернет.
 
По словам представителей НБ РК, законопроект не допускает осуществление коллекторами звонков или взаимодействие иным способом с родственниками или иными третьими лицами. Им предусматривается понятие тайны коллекторской деятельности, которое включает сведения о заемщике, размере его долга, кредиторе и иные охраняемую законом тайну. Это значит, что любые сведения о должнике и его задолженности не могут быть раскрыты ни работодателю, ни родственнику без соответствующего на то согласия должника.
 
Кроме того, весь процесс взаимодействия с коллектором заемщик может фиксировать на аудио- или видеотехнику. Законопроект это вполне допускает.
 
«При нарушении своих прав должник вправе обратиться в Национальный Банк с жалобой на неправомерные действия коллектора в отношении него, а также оспорить требования коллекторского агентства, в том числе в суде», - отметил Н.Абдрахманов.
 
А в случае, если должник относится к социально незащищенным категориям лиц, у него есть возможность прекращения взаимодействия с коллектором. Для этого нужно всего лишь обратиться к кредитору либо коллекторскому агентству. Да, и кстати, долг должника без его согласия не может быть передан в коллекторское агентство, об этом тоже сообщили журналистам представители финансового регулятора.
 
Что грозит коллекторским агентствам в случае нарушения требований законодательства? Это санкции в виде исключения из реестра, административной и уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы до трех лет.
 
Между тем, задержка во введении регулирования коллекторских агентств может привести к серьезным последствиям, предупреждают эксперты НБ РК. Они привели часть из них. Во-первых, это отсутствие регулирования рынка коллекторских услуг не исключает появления на рынке коллекторов с сомнительной репутацией и непрозрачной структурой собственности, зарегистрированной в оффшорных зонах, а также привлечение к взысканию кредиторами аффилиированных структур.
 
Во-вторых, позволит собирать коллекторскими агентствами сведения о гражданах, их персональных данных, без соблюдения требований по их сохранности и защите.
 
В-третьих, заемщики будут находиться в нерегулируемом секторе, вследствие отсутствия каких-либо инструментов воздействия на отношения между коллекторскими агентствами и заемщиками банков. Таким образом, заемщики теряют защиту, которой обладали бы, находясь в поле регулирования Национального Банка.
 
«Исходя из статистической информации, темп привлечения банками коллекторских агентств к взысканию проблемной задолженности увеличивается с каждым годом, через три года количество физических лиц, переданных на взыскание коллекторским агентствам, может составить более 4,5 млн. человек. Вместе с тем, зарегистрировано 205 юридических лиц, занимающихся взысканием задолженности, с 59 из которых банками заключены прямые договора о взыскании. При этом широко распространена практика субколекторства, что позволяет вовлекать в процесс взыскания задолженности более 100 организаций», - приводит статистику Н.Абдрахманов.
 
В Нацбанке также привели иные цифры, доказывающие необходимость правового урегулирования взаимоотношений коллекторов и должников. Так, на 1 апреля 2016 года в Казахстане насчитывалось свыше 1 млн заемщиков, имеющих просроченную задолженность более 90 дней. Два и более договора банковского займа имели свыше 350 тыс человек с просрочкой по кредитам. Число заемщиков, у которых ежемесячный платеж по займам превышает 50% среднемесячной заработной платы, составляло свыше 227 тыс. человек. Речь опять идет о заемщиках, имеющих просроченную задолженность более 90 дней.
 
«Налаживание работы с просроченными долгами на профессиональной основе позволит кредиторам сфокусироваться на своей основной деятельности, а заемщикам быть уверенными в сохранении изначально установленных договором прав и обязанностей. Сегодня назрела необходимость для принятия закона, регулирующего деятельность взыскателей долгов», - подытожил начальник Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций НБ РК Александр Терентьев.
 
Кубатбек Туратбеков
Фото автора

53 просмотров
Вернуться на уровень выше
Здравницы и гостиницы ФПРК