Наш контактный телефон
+7 (7122)
35-55-24
Обратная связь
Поиск по сайту

Новые правила регистрации казахстанцев: вопросы и ответы

5 января 2017

В связи с подписанным 22 декабря 2016 года президентом Республики Казахстан Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» МВД РК было пересмотрено миграционное законодательство страны. 
 
Действующее законодательство предусматривает обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства, что соответствует  общемировой практике. Это предусмотрено положением о паспортной системе в РК (ППРК от 05.04.2022 г. № 256); правилами документирования и регистрации населения (ППРК от 10.07.2021 г. № 1063); правилами регистрации внутренних мигрантов (ППРК от 01.12.2021 г. № 1427) и законом «О миграции населения» (статья 51 пункт 2 подпункт 1). 
 
Но в то же время отсутствует обязанность владельцев жилья обеспечить регистрацию проживающих у них лиц. Новым законодательством устранён этот пробел в законодательстве - введена административная ответственность хозяев за проживание граждан в принадлежащем им жилье без регистрации (ст. 93 ч. 5,6).
 
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан место регистрации является юридическим адресом гражданина, по которому ведётся налоговый, воинский и другие виды учётов.
 
Сведения о регистрации из информационной системы МВД в режиме реального времени поступают в государственную базу данных «Физические лица», доступ к которой имеют 15 государственных органов. Это даёт возможность получения актуальной информации о месте жительства граждан. Наличие этих сведений в электронной базе данных также освобождает граждан от необходимости сбора и предоставления справок при получении государственных услуг. 
 
Сведения о регистрации используются подразделениями Минобороны для воинского учёта, ЦИК - для составления списков избирателей по округам, МЗСР - при обращении в органы здравоохранения, выплате социальных пособий и других выплат, МЮ - при регистрации актов гражданского состояния, недвижимости и других, МНЭ - для учётов органов статистики, МФ - для налогового учёта, МОН - при распределении мест в организации дошкольного, среднего образования, другим вопросам, сведения о регистрации лиц используются также в других сферах государственными органами и организациями. 
 
Предусмотренные законом поправки позволят усилить контроль за внутренней миграцией и повысить эффективность деятельности органов внутренних дел по регулированию миграционных процессов.
 
 
 
А как с регистрацией граждан за рубежом?
 
Институт регистрации не ограничивает права на свободное передвижение и соответствует международной практике. В той или иной форме учёт населения ведётся в большинстве государств, так как от этого зависит планирование экономической и социальной политики. 
 
Практика регистрации по месту жительства не нова, и в ряде постсоветских государств, таких как Российская Федерация, Латвия, Литва, Молдова, Эстония, Грузия, ведётся Единый регистр населения и предусмотрен обязательный явочный порядок регистрации. 
 
В ФРГ регистрация производится муниципальными службами в течение двух недель после прибытия на новое место жительства. За несвоевременное сообщение о въезде или выезде из квартиры, либо использование чужого адреса предусмотрен штраф в размере от 1 до 50 тысяч евро.
 
В Австрии для регистрации места жительства в полицию представляются документ, удостоверяющий личность, и договор об аренде либо покупке дома.
 
В Бельгии адрес гражданина заносится на идентификационную карту удостоверения личности после подачи гражданином в ратушу заявления о переезде.
 
Аналогичные процедуры проводятся и в других странах Европейского Союза. 
 
В Израиле регистрация осуществляется в городских и окружных отделениях МВД. При этом гражданину выдается вкладыш в удостоверение личности, где указан заявленный адрес.
 
В Южной Корее регистрация в местных органах власти необходима для получения доступа к государственным услугам, включая образование.
 
То есть процедура регистрации места жительства граждан нашей страны соответствует ведущим мировым стандартам. 
 
 
 
Борьба с «резиновыми квартирами» 
 
С января 2017 года оформление регистрации осуществляется в Центрах обслуживания населения в течение 10-20 минут, при самостоятельной регистрации - через информационную систему «Регистрационный пункт «Документирование и регистрация населения либо через Портала электронного правительства. Регистрация оформляется в день обращения; не требуется предварительного снятия с регистрационного учёта с прежнего места жительства, регистрация и выписка с прежнего адреса производятся автоматически; имеется возможность онлайн-регистрации через портал электронного правительства; допускается регистрация по месту работы либо учёбы, в случае отсутствия возможности регистрации по фактическому месту жительства.
 
Основной задачей регистрации граждан является мониторинг процессов внутренней миграции, учёт количества проживающих граждан для определения потенциала развития каждого населенного пункта при разработке государственных и региональных программ развития территории. На основании этих расчётов будут планировать создание рабочих мест, строительство школ, больниц, развитие инженерно-технической инфраструктуры.
 
Действующее законодательство уже предусматривает обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства. Такая обязанность установлена законом «О миграции населения» (статья 51 пункт 2 подпункт 1). За проживание без регистрации установлена административная ответственность (статья 377 КоАП РК от 2001 года, статья 492 действующего КоАП РК). 
 
Однако отсутствовала обязанность владельцев жилья обеспечить регистрацию проживающих у них лиц. Новым законодательством устранён этот пробел -  введена административная ответственность хозяев за проживание граждан в принадлежащем им жилье без регистрации (ст. 493 ч. 5,6). 
 
Это позволит не только решить проблемы «резиновых квартир», но и снимет проблему проживания без регистрации.
 
 
 
Упрощены правила регистрации граждан в Казахстане
 
Обязанность регистрироваться по месту жительства установлена законом «О миграции населения». За проживание без регистрации установлена административная ответственность.
 
Оформление регистрации осуществляется в Центрах обслуживания населения в течение 10-20 минут, имеется возможность и через информационную систему «Регистрационный пункт «Документирование и регистрация населения либо через портала электронного правительства.   
 
Регистрация оформляется в день обращения, при этом не требуется предварительного снятия с регистрационного учёта с прежнего места жительства, регистрация и выписка с прежнего адреса производятся автоматически. Допускается регистрация по месту работы либо учёбы, в случае отсутствия возможности регистрации по фактическому месту жительства.
 
Основной задачей регистрации является мониторинг процессов внутренней миграции, учёт количества проживающих граждан для определения потенциала развития каждого населенного пункта при разработке государственных и региональных программ развития территории. На основании этих расчётов планируется создание рабочих мест, строительство школ, больниц, развитие инженерно-технической инфраструктуры.
 
 
 
На регистрацию по месту жительства уйдёт 10-15 минут
 
Регистрация граждан по месту их постоянного жительства либо временного пребывания осуществляется органами внутренних дел в момент обращения в центрах обслуживания населения в автоматизированном режиме. 
 
На сегодня для регистрации необходимы следующие документы: согласие владельца жилья, его удостоверение личности (личное присутствие обязательно), удостоверение личности регистрируемого и квитанция об уплате госпошлины за регистрацию по месту жительства в размере 226,9 тенге. Вместе с тем, зарегистрироваться граждане могут не только в ЦОНах, но и посредством портала электронного правительства, оформив электронный запрос и заверив его своей электронной цифровой подписью, а также оплатив госпошлину через платёжный шлюз электронного правительства. 
 
Также регистрация гражданина в жилом помещении не определяет право претендовать на жилище и не является основанием для приобретения права собственности. 
 
 
 
Ответственность за регистрацию – обоюдная
 
Действующее законодательство уже предусматривает обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства. Такая обязанность установлена законом «О миграции населения» (статья 51 пункт 2 подпункт 1). За проживание без регистрации установлена административная ответственность (статья 377 КоАП РК от 2001 года, статья 492 действующего КоАП РК). 
 
До последнего времени отсутствовала обязанность владельцев жилья обеспечить регистрацию проживающих у них лиц. Указанный закон устраняет этот пробел в законодательстве. При этом вводится административная ответственность хозяев за проживание граждан в принадлежащем им жилье без регистрации (статья 493 части 5, 6). 
 
Одновременно с 3 до 1 месяца сокращается срок проживания без регистрации, за который предусмотрено предупреждение. «Согласно правилам регистрации внутренних мигрантов (п.13 постановления Правительства РК от 01.12.2011г. № 1427), внутренние мигранты, прибывшие на временное жительство сроком свыше трех месяцев, берутся органами внутренних дел на учет по месту временного проживания».
 
То есть учёт по месту временного пребывания гражданина ведётся, но законодательно не была закреплена обязанность гражданина зарегистрироваться по месту жительства.
 
Сейчас Законом в целях устранения правового пробела в Законе «О миграции населения» (ст.1) даётся определение понятию «место временного пребывания (проживания)» и устанавливается обязанность регистрироваться и по месту временного пребывания (ст.51 Закона «О миграции населения»).
 
(на вопросы отвечали заместитель начальника департамента миграционной полиции МВД РК Галина Сарсенова и старший инспектор департамента миграционной полиции Анар Жомартова)
 
Информация предоставлена Службой центральных коммуникаций при президенте РК
 
Фото inform.kz

98 просмотров
Вернуться на уровень выше
Здравницы и гостиницы ФПРК