Наш контактный телефон
+7 (7122)
35-55-24
Обратная связь
Поиск по сайту

генеральное соглашение

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2015 – 2017 годы

Мы, полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей (далее – Стороны), руководствуясь принципами:

неукоснительного соблюдения законодательства Республики Казахстан;

социальной ответственности государства, работодателей и работников, взаимного уважения и максимально возможного достижения компромисса их интересов;

солидарной ответственности за реализацию Стратегии «Казахстан – 2050» и содействия её практическому осуществлению на местах;

социального партнерства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;

конструктивного взаимодействия в деле обеспечения условий для достойного труда и социально-экономических интересов работников и работодателей, сохранения согласия и стабильности в обществе,

заключили настоящее Генеральное соглашение на 2015 – 2017 годы     (далее – Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений в ходе проведения социально-экономической политики в 2015 – 2017 годах и совместных действий его реализации.

 

1. Экономическая политика

Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на реализацию Стратегии «Казахстан – 2050», обеспечение устойчивости национальной экономики, социального развития и роста инвестиций в человеческий капитал. Основными факторами роста экономики Казахстана в этот период станут рост внутреннего спроса, улучшение внешних условий для экспорта, рост инвестиций, а также углубление евразийской экономической интеграции.

В связи с чем, Стороны принимают на себя следующие обязательства:

1) содействовать обеспечению в 2015 – 2017 годах сбалансированного экономического роста на основе проведения макроэкономической политики, направленной на минимизацию рисков при возможных вариантах развития экономики;

2) осуществлять совместные мероприятия, направленные на реализацию:

Стратегии «Казахстан – 2050»;

Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года;        

Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 – 2016 годы;

Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015 – 2019 годы; 

Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы;

Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы;

Государственной программы «Информационный Казахстан – 2020» на 2013-2020 годы;

Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года;

Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана на 2014 – 2020 годы;

Программы развития агропромышленного комплекса «Агробизнес 2020»;

Программы «Дорожная карта занятости 2020»;

Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»;

Программы развития регионов до 2020 года;

3) совершенствовать и внедрять механизмы стимулирования предпринимателей для привлечения инвестиций в модернизацию, развитие и создание производств;

4) способствовать развитию транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала;

5) осуществлять меры по разработке и дальнейшей реализации долгосрочных планов формирования агломераций до 2030 года;

6) способствовать учету и балансу интересов Сторон в рамках функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с формированием Евразийского экономического союза;

7) способствовать формированию благоприятной конкурентной среды, выработке мер по устранению барьеров и развитию конкурентных отношений;

8) продолжить работу по государственному регулированию субъектов естественных монополий в части обеспечения предсказуемости и стабильности уровней тарифов;

9) проводить консультации по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по прогнозам государственного бюджета и социально-экономического развития Республики Казахстан;

10) совместно с Национальным банком Республики Казахстан (по согласованию) принимать меры по развитию финансового сектора, направленные на повышение стабильности финансовой системы;

11) способствовать формированию бюджетных параметров, направленных на стимулирование экономического роста и обеспечение социальных обязательств государства;

12) осуществлять меры тарифной политики, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов между производителями товаров и услуг и потребителями;

13) способствовать проведению общественной экспертизы деятельности и инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

14) осуществлять меры по реализации Концепции государственного регулирования предпринимательской  деятельности до 2020 года;

15) способствовать внедрению принципа «интегрированной разрешительной системы» в законодательстве о разрешениях и уведомлениях;

16) разрабатывать эффективные модели управления в сфере предпринимательства;

17) осуществлять дальнейшие меры по созданию условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, обеспечения защиты прав собственности;

18) способствовать внедрению принципов и стандартов Организации экономического сотрудничества и развития.

 

2. Содействие эффективной занятости населения и развитию человеческого капитала

Стороны считают необходимым на основе распределения ответственности способствовать достижению продуктивной занятости, расширению достойных условий труда  и созданию благоприятных возможностей для развития человеческого потенциала в контексте повышения его конкурентоспособности.

Эти процессы должны поддерживаться эффективным взаимодействием социальных партнеров в сфере занятости населения и развития трудовых ресурсов. В этих целях Стороны принимают на себя следующие обязательства:

1. Обеспечивать реализацию следующих мероприятий:

1) формирование общенациональной базы данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест;

2) развитие Единой информационной системы социально-трудовой сферы;

3) разработка и реализация программ переподготовки, повышения квалификации и мобильности лиц старше 50 лет.

2. Осуществлять меры, направленные на повышение качества трудовых ресурсов, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе:

1) модернизация системы технического и профессионального образования, развитие его материально-технической базы и адаптация системы технического и профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики;

2) внедрение дуального обучения, привязанного к региональным картам индустриализации; 

3) разработка отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров;

4) развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

5) формирование системы сертификации кадров;

6) развитие профессиональной мобильности на основе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

7) развитие национальной системы квалификаций, разработка профессиональных стандартов, образовательных стандартов, модернизация единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого  квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

3. Предусмотреть в отраслевых и региональных соглашениях, коллективных договорах положения по сохранению рабочих мест и созданию достойных условий труда лицам старше 50 лет.

4. Обеспечивать соблюдение законодательства о занятости населения в части защиты национального рынка труда, создавать условия для привлечения высококвалифицированной рабочей силы.

5. Стороны при этом считают необходимым:

1) принятие Правительством Республики Казахстан мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда в случае возникновения негативных ситуаций;

2) совершенствование механизмов поддержки занятости населения при проведении реструктуризации экономики, диверсификации структуры  занятости в городах и населенных пунктах;

3) совершенствование инструментов поддержки и материальных гарантий граждан на случай потери работы или неполной занятости;

4) осуществление регулярной оценки (мониторинга) качества государственных услуг в сфере занятости населения.

6. Продолжить работу по проведению технических консультаций по ратификации Конвенций Международной организации труда № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения»,  № 97 «О трудящихся-мигрантах».

 

3. Производительность труда, заработная плата,  доходы и уровень жизни населения

Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.

В этих целях стороны будут способствовать совершенствованию организации труда и заработной платы, повышению квалификации работников, росту производительности труда с целью устойчивого развития экономики. 

Стороны принимают  на  себя  следующие обязательства:

1) проводить мониторинг качества и уровня жизни населения с рассмотрением результатов мониторинга на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее – Комиссия);

2) продолжить работу по совершенствованию методики определения величины прожиточного минимума;

3) проводить консультации по процедуре установления минимального размера заработной платы на предстоящий финансовый год;  

4) продолжить работу по проведению технических консультаций по ратификации Конвенции Международной организации труда № 131                           «О  установлении минимальной заработной платы»;

5) Разработать предложения по совершенствованию и созданию эффективной системы нормирования труда;

6) продолжить работу по разработке типовых норм и нормативов по труду;

7) обеспечить реализацию нормативов по труду и расширение охвата предприятий системой нормирования труда;

8) обеспечивать включение в отраслевые соглашения размеров повышающих отраслевых коэффициентов для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда соответствующей отрасли;

9) способствовать недопущению дискриминации в области оплаты труда между иностранными и отечественными работниками при выполнении равнозначных работ и соответствующей одинаковой квалификации;

10) на постоянной основе проводить мониторинг социальной напряженности и рисков возникновения трудовых конфликтов, соблюдения норм трудового законодательства и раз в полугодие рассматривать результаты мониторинга на заседаниях Комиссии;

11) продолжить консультации  по принятию единой методики определения минимального стандарта оплаты труда и расчета повышающего отраслевого коэффициента для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда соответствующей отрасли;

12) проводить консультации по разработке согласованных предложений по основным принципам системы оплаты труда в отраслях экономики;

13) способствовать внедрению новой модели оплаты труда гражданских служащих.

 

4. Социальное обеспечение и защита, социальная интеграция целевых групп населения

В целях модернизации социальной сферы и улучшения условий жизни населения, развития эффективной и устойчивой системы социального обеспечения, повышения уровня социальной защиты работающих граждан Стороны принимают на себя следующие обязательства:

1. Продолжить работу по совершенствованию системы государственных стандартов социального обеспечения в целях их соответствия международным стандартам и нормативам.

2. Продолжить работу по проведению технических консультаций по ратификации Конвенции Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».

3. Продолжить работу по обеспечению адекватной социальной защиты работающего населения в случае наступления социального риска путем:

1) соблюдения страховых принципов и социальной справедливости;

2) сохранения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования;

3) повышения социальной ответственности за соблюдением требований  законодательства о социальном обеспечении (своевременная и полная уплата обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений, страхование работника от несчастных случаев).

4. Способствовать разработке и реализации мер по модернизации системы социального и пенсионного обеспечения.

5. Определить и реализовать меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

6. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний.

7. При заключении отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров на предприятиях и в организациях предусмотреть меры по усилению солидарной ответственности работодателя и работника за сохранение здоровья, а также по оздоровлению работающих и созданию условий для занятий физической культурой и спортом.

8. Усилить меры по трудоустройству людей с ограниченными возможностями и созданию доступной для них инфраструктуры («безбарьерной среды»)

9. Стороны договариваются о проведении консультаций по следующим вопросам:

1) разработка мер, позволяющих обеспечить доступность жилья для групп населения с различным уровнем доходов;

2) государственное регулирование цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги, повышение качества и доступности предоставляемых услуг.

10. Осуществлять меры по реализации Стратегии гендерного равенства  в Республике Казахстан на 2006 – 2016 годы, направленные на:

1) обеспечение охраны материнства и детства, социальной поддержки женщин, решение гендерных проблем в сфере социально-трудовых отношений;

2) поддержку мужчин и женщин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием на равных правах;

3) увеличение представительства женщин на уровень принятия решений.   

11. При заключении отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров в организациях предусмотреть основные права и гарантии женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями. 

12. Отдавая дань глубокого уважения мужеству и отваге ветеранов Великой Отечественной войны и осознавая особую важность всесторонней защиты их социально-экономических прав и законных интересов, в канун               70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне Стороны принимают на себя обязательства по оказанию в течение 2015 года мер социальной поддержки бывшим работникам из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, приравненных к ним (предоставление бесплатного или льготного проезда в общественном транспорте, ремонт жилья, обеспечение топливом, зубопротезирование, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, оказание материальной помощи др.).

 

5. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность

Стороны Соглашения, считая сбережение человеческих ресурсов одним из национальных приоритетов, рассматривая вопросы улучшения условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности, обязуются:

1. Совершенствовать законодательство, обеспечивающее внедрение системы управления профессиональными рисками и комплексных методов  управления охраной труда, повышения роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий.

2. Разработать и реализовывать комплекс превентивных мероприятий по сохранению жизни и сбережению  здоровья работников, включая меры профилактики, раннего выявления профессиональных заболеваний и внедрение механизмов управления профессиональными рисками в повседневную производственную практику.

3. Проводить работу по приведению методологии работы местных органов по инспекции труда в соответствие с Конвенцией Международной Организации Труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

4. Выработать предложения по усилению роли общественных инспекторов по охране труда.

5. Способствовать созданию Комитетов (комиссий) по безопасности и охране труда в организациях для совместных действий по обеспечению требований  охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

6. Способствовать созданию Советов по безопасности и охране труда на отраслевом и региональном уровне.

7. Принимать меры по финансированию превентивных мероприятий, направленных на обучение, комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий  и повышение правовой культуры по охране труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

8. Соблюдать и содействовать реализации национальной политики, направленной на эффективное искоренение наихудших форм детского труда.     

9. Развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование статистической отчетности.

10. Принимать меры по продвижению Рекомендации Международной организации труда о ВИЧ/ СПИДе и сфере труда (№ 200). 

11. Совершенствовать систему обеспечения промышленной и экологической безопасности.

12. Продолжить работу по реализации Конвенции Международной организации труда № 187 «О системе управления охраной труда».

 

6. Развитие социального партнерства и социальная ответственность

Стороны считают необходимым обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства, более эффективное использование его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений, и принимают на себя обязательства:

1. Реализовать меры, направленные на повышение роли Комиссии в согласовании интересов Сторон и обеспечить:

1) внесение изменений и дополнений в Положение о Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений с учетом нового Закона Республики Казахстан «О профессиональных союзах» и его сопутствующего Закона.

2) регулярное проведение консультаций по основным направлениям социально-экономической политики;

3) выполнение норм Трудового кодекса Республики Казахстан, касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и  связанных с ними экономических отношений;

4) обязательность исполнения Генерального, отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров и конкретизации их содержания;

5) четкое разграничение и расширение полномочий комиссий по социальному партнерству  по уровням регулирования трудовых отношений;

6) усиления ответственности за неисполнение коллективных договоров и соглашений.

2. Продолжить совместную работу по подготовке предложений, направленных на совершенствование правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства,  коллективно-договорного  регулирования социально-трудовых отношений и повышения эффективности  разрешения коллективных трудовых споров.    

3. Осуществлять следующие мероприятия:

1) проведение консультаций, мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом, региональном уровнях, а также практики работы  органов социального партнерства с рассмотрением результатов анализа на заседаниях Комиссии;

2) изучение и распространение международного опыта трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, содействие  развитию системы социального партнерства и его институтов на отраслевом и региональном уровнях;

3) провести технические консультации по ратификации Конвенции Международной организации труда № 154 «О содействии коллективным переговорам».

4. Способствовать созданию условий для свободной деятельности представителей работников в организациях в соответствии с Конвенциями Международной Организации Труда № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях».

5. Стороны обязуются:

1) предпринимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;

2) изучить сложившуюся практику разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и подготовить предложения по   совершенствованию процедур предотвращения трудовых конфликтов, повышению эффективности и доступности действующих, и развитию новых механизмов и форм их разрешения;

3) проводить совместные семинары по разъяснению основ трудового законодательства, обучающие тренинги по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых конфликтах;

4) содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях  малого и среднего бизнеса;

5) поддерживать дальнейшее развитие инициатив объединений работодателей в области корпоративной социальной ответственности бизнеса,   практику подготовки организациями социальных отчетов,      необходимость распространения Международного стандарта социальной   ответственности, принятого Международной организацией стандартизации;

6) осуществлять работу со СМИ по формированию общественного мнения относительно социальных инвестиций бизнеса и примеров успешного социального партнерства;

7) усилить меры, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;

8) обеспечивать участие в работе по рассмотрению материалов, касающихся проведения конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз», результатов рассмотрения заявок участников конкурса, а также определения и награждения его лауреатов;

9) соблюдать законодательные и общепризнанные международные нормы и правила о невмешательстве со стороны друг друга в деятельность профессиональных союзов  и объединений работодателей, не препятствовать  их созданию и функционированию;

10) содействовать развитию отношений с Международной организацией труда, обеспечивать совместную работу для реализации принципов достойного труда в Республике Казахстан;

11) проводить консультации по подготовке предложений о ратификации Республикой Казахстан конвенций Международной организации труда и других международных договоров, а также анализ правоприменительной практики реализации ратифицированных конвенций;

12) сформировать группу наблюдателей для участия в разработке и принятии соглашений на отраслевом и региональном уровнях, для чего республиканские объединения работодателей, республиканские объединения профессиональных союзов и уполномоченный государственный орган по труду определяют и представляют Координатору комиссии не менее одного представителя для последующего утверждения на Комиссии.

Сформированная группа наблюдателей по участию в разработке и принятию соглашений отдельно по отраслям и регионам на уровне области, города республиканского значения и столицы ежегодно на полугодовой основе предоставляют на рассмотрение в Комиссию информацию о проводимой работе.

6. Стороны договорились обеспечивать:

1) участие республиканских объединений работодателей и республиканских объединений профессиональных союзов в разработке и рассмотрении законопроектов в области социально-трудовых отношений, для чего центральные государственные органы направляют законопроекты в области социально-трудовых отношений в республиканские объединения работодателей и республиканские объединения профессиональных союзов для получения соответствующих предложений;

2) рассмотрение законопроектов в области социально-трудовых отношений на заседаниях Комиссии, по мере необходимости.

 

7. Действие Соглашения и контроль за его выполнением

С целью координации выполнения Сторонами положений данного Соглашения Стороны договорились о нижеследующем:

1. Стороны признают Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим приоритетные направления и необходимые действия по проведению согласованной социально-экономической политики в Республике Казахстан на 2015 – 2017 годы.

2. По предложению одной из Сторон в Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон. Изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами и вступают в силу со дня подписания.

3. Соглашение служит основой для переговоров и заключения  отраслевых (межотраслевых) соглашений, областных, территориальных (городских, районнных) соглашений и коллективных договоров в организациях.

4. Обязательства Сторон по Соглашению и рекомендации (решения) Комиссии должны учитываться при заключении региональных (областных, городских, районных), отраслевых соглашений и коллективных договоров.

5. Генеральное соглашение на последующие годы заключается не позднее 25 декабря 2017 года, отраслевые и региональные соглашения – не позднее февраля 2018 года.

6. Объединения работодателей и работников будут принимать необходимые меры для обеспечения заключения коллективных договоров не позднее марта соответствующего года.

7. В период действия и при условии выполнения обязательств настоящего Соглашения республиканские объединения работников, подписавшие Соглашение, не будут проводить забастовку без предварительного рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций между Сторонами на соответствующих уровнях и Комиссии.

8. Стороны разрабатывают план мероприятий по реализации принятых обязательств с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение с утверждением его Комиссией.

9. Решения Комиссии являются формой реализации настоящего Соглашения.

10. Контроль за ходом выполнения Генерального соглашения осуществляется сторонами в порядке определенном Положением о Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.

11. Рабочая группа Комиссии готовит информацию о ходе выполнения Соглашения. Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.

12. В целях освещения деятельности Республиканской трехсторонней комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Республике Казахстан.

13. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2015 года и действует до заключения нового Соглашения.

14. Генеральное соглашение распространяется на государственные органы,  работников и их представителей, а также на всех работодателей  независимо от форм собственности. 

15. Стороны несут ответственность в случае невыполнения взятых на себя обязательств, предусмотренных Соглашением, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

16. Текст Соглашения в двухнедельный срок публикуется в республиканских печатных изданиях «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда».

Совершено в городе Астане 25 декабря 2014 года в 10 экземплярах на государственном и русском языках. У каждого из участников подписания находится по одному экземпляру Соглашения.

 

Настоящее Генеральное соглашение подписали:

От Правительства Республики Казахстан:

Первый Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан

САГИНТАЕВ Б.А.

 

 

__________________________

Министр здравоохранения и социального развития Республики Казахстан

ДУЙСЕНОВА  Т.К.

 

 

__________________________

 

 

 

От республиканских объединений работников:

Председатель Федерации профсоюзов

Республики Казахстан

КУСАИНОВ А.К.

 

 

__________________________

Генеральный секретарь

Конфедерации труда Казахстана

МАШКЕНОВ М.Р.

 

 

__________________________

Председатель Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана

ХАРЬКОВА Л.Н.

 

 

__________________________

 

 

 

От республиканских объединений работодателей:

Председатель Правления Национальной палаты предпринимателей

Республики Казахстан

МЫРЗАХМЕТОВ А.И.

 

 

 

__________________________

Исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий,

Президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана

РАДОСТОВЕЦ Н.В.

 

 

_________________________

Президент

Евразийской промышленной ассоциации

МАШКЕВИЧ А.А.

 

 

__________________________

Председатель Правления Конфедерации работодателей Республики Казахстан

БАЙКЕНОВ К.К.

 

 

__________________________

Председатель Совета Форума

предпринимателей Казахстана

БАТАЛОВ Р.А.

 

 

__________________________

 

 

 

 

Санатории и гостиницы ФПРК